Споры о том, какими навыками должен обладать управленец, никогда не утихнут. Пока тренеры и эксперты упражняются в изобретательности, мы предлагаем вспомнить о базовых умениях, без которых невозможен эффективный руководитель.
Планирование
Список дел на сегодня, неделю и месяц – это непременный атрибут управленца. Если вы посвящаете свое время только входящим задачам, это означает, что ресурса на развитие не остается. Соответственно, становится невозможным переход на качественно новый уровень ни для коллектива, которым вы управляете, ни для вас лично.
Как любой навык, планирование можно и нужно развивать. Начинайте с небольших шагов: составляйте список дел на завтра и придерживайтесь его. Специалисты по тайм менеджменту советуют помнить о двух вещах:
1) Начинать день лучше с самых трудоемких и трудных задач;
2) При планировании необходимо закладывать реалистичные сроки на выполнение каждого пункта.
После того, как навык будет отточен на себе, можно будет переходить к более масштабному и долгосрочному планированию для компании, коллектива или организации, которыми вы управляете.
Обучение
Вся мировая экономика чрезвычайно пластична и нестабильна. То, о чем не подозревает потребитель сегодня, завтра станет абсолютным хитом. И наоборот – то, без чего не представляет свою жизнь человек, завтра может оказаться никому ненужным.
Отличным примером может стать McDonald’s: казалось, что популярности бренда ничего не угрожает, но тут грянула мода на здоровый образ жизни. После долгих десятилетий роста сеть ресторанов начала терять посетителей. Теперь McDonald’s вынужден догонять тренд. В меню появляется все больше полезных альтернатив бургерам.
Чтобы не оказаться в положении выброшенной на берег рыбы, заведите привычку не бросать обучение. Расширять следует не только знания в своей области, но и понимание о мире в целом. Необязательно записываться в университет. Социальные сети могут стать удобным инструментом: подпишитесь на ряд экспертов, и внимательно следите за их публикациями.
Делегирование
Всегда кажется, что вы сможете сделать лучше, чем исполнитель. Вполне вероятно, что это так. Однако если вы начнете выполнять обязанности каждого подчиненного, то времени в сутках не останется. Научитесь спокойно объяснять, чего именно вы хотите от работника. Если вы не видите прогресса – увольняйте сотрудника, вместо того, чтобы делать за него его работу.
Американцы шутят, что каждый хороший руководитель должен сделать свою должность ненужной. В этом есть доля правды: управленец раздает задания, а не выполняет их.
Организация работы
Умение подобрать лучшего исполнителя для каждого из заданий – это ключевой навык любого управленца. Способность организовывать коллектив можно сравнить с работой тренера футбольной команды. Даже если в его распоряжении имеется двадцать пять талантливых футболистов на пике своей формы, от них будет мало толку, когда вратарю отдадут позицию нападающего, а в воротах поставят полузащитника.
Способность не только планировать, но и организовывать рабочий процесс должна фигурировать в описании самой профессии управленца. Решение оперативных задач может казаться слишком мелким, оно часто воспринимается как излишнее вмешательство в дела сотрудников. Однако если бы коллективы могли сами эффективно распределять задачи, то им в принципе не нужны были бы руководители.
Стратегическое планирование и постановка амбициозных целей – это прекрасно. Но без участия в организации рабочего процесса руководитель никогда не доберется до осуществления масштабных планов.
Контроль
В большинстве своем коллективы состоят из хороших людей, специалистов своего дела. Возможно, вы принимали на работу каждого из них. Но вот незадача: человек не любит работать. Не стоит рассчитывать на современные методики мотивации, на обещание высокой зарплаты, на привлекательность денежных бонусов. Не забывайте о контроле.
Хороший управленец умеет дозировать контроль. С одной стороны, каждый сотрудник должен понимать, что его работа может быть проверена, и он может получить замечания. С другой – ни у кого не должно возникать ощущения, что к нему относятся, как к лентяю или как к идиоту. Учитесь сопровождать свои действия репликами: «Это очень важно, поэтому я решил лишний раз убедиться», или «Как я думал, все хорошо, но мне нужно было понять, что мы успеваем к дедлайну».
Навык мягкого контроля еще не раз пригодится вам в самых разных ситуациях.
Оптимизация
Прибыльный бизнес становится таким, если сокращает расходы и увеличивает доходы. Не стремитесь быть на короткой ноге с подчиненными – так вы потеряете возможность видеть картину в целом.
Если какое-то направление деятельности перестало приносить отдачу или сотрудник стал не нужен – не стоит жалеть об этом, просто воспользуйтесь возможностью сделать вверенную вам компанию более эффективной.